Страница зам. директора по воспитательной работе

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 3» г. Березники

Страница зам. директора по воспитательной работе

Мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 

Концепция воспитательной системы

1. Исходное состояние воспитательной системы.

1.1. Основные параметры образовательного учреждения.

1.2 Состав обучающихся

1.3.Структура управления общеобразовательного учреждения

1.4 Условия осуществления образовательного процесса

1.5. Воспитательный потенциал школы

2. Теоретические основы воспитательной системы.

2.1. Актуальность и целесообразность реализации концепции.

2.2. Цели и задачи.

2.3. Принципы и подходы воспитательной системы

3. Компоненты воспитательной системы.

3.1. Воспитывающая среда

3.2.Учебная деятельность

3.3. Внеклассная работа

3.4. Система дополнительного образования.

4. Программное обеспечение воспитательной системы школы

4.1. Модель выпускника

5. Этапы  воспитательной системы

6. Критерии эффективности воспитательной системы

7. Использованная литература:

8. Приложения 1. Исходное состояние воспитательной системы.аметры образовательного учреждения.

           Школа открыта в 1976 году. Решением исполкома Березниковского городского совета народных депутатов в 1991 году официально регистрируется открытие при общеобразовательном учреждении физико-математической школы для учащихся 7-11 классов. Через год стали принимать в эту школу учащихся с 5 класса. Открытие физико-математической школы обусловлено, прежде всего, сформировавшимся коллективом творческих учителей-новаторов, накопивших определённый опыт работы со способными учениками. Идейным вдохновителем и организатором этой работы является Заслуженный учитель РФ Василий Васильевич Ефимов. С 1999 года в школе функционируют классы с углублённым изучением физики и математики (ФМК) в параллелях 7-11 классов и пропедевтические – в 5-6 классах. Лицензия №1397 от 20.05.2011 г., Свидетельство о государственной аккредитации №2488 от 15.12.2006 г.

Школа «брендовая», имеет репутацию образовательного учреждения, дающего учащимся качественные академические знания, настоящего «социального лифта», способствующего реализации дальнейших образовательных планов выпускников. В среднем 96% обучающихся, закончивших школу №3, поступают в бюджетные группы престижных вузов г.Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми. Выпускники школы – это успешные, социально-адаптированные, востребованные на рынке труда люди. Очень немногие из них проживают в родном городе. В основном, после окончания вузов они устраиваются на высокооплачиваемую работу в столичных или краевых центрах, есть и выехавшие на ПМЖ за границу. Многие выпускники стали бизнесменами, управленцами, программистами, инженерами и т.п.

В учреждении отлажена система работы с одарёнными детьми через организацию учёбы в заочных школах при МГУ, ВШЭ, ПГУ и др. Сложились партнёрские отношения с такими вузами, как МФТИ, МИФИ. 11-классники участвуют в открытых олимпиадах, научно-практических конференциях, пробных экзаменах, организованных этими высшими учебными заведениями.

Ученики третьей школы ежегодно становятся победителями и призёрами предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, научно-практических конференций всероссийского, краевого и муниципального уровня.

1.2 Состав обучающихся

 Школа стабильно востребована и является самой многочисленной в городе. Об этом свидетельствует следующая статистика:

Показатели

2008/09 уч.г.

2009/10 уч.г.

2010/11 уч.г.

Всего обучающихся

1234

1260

1234

Из них в ФМК

347

377

512

Классов-комплектов

47

48

46

Из них ФМК

14

15

19

Количество классов /

учащихся I ступени

15/424

14/393

13/357

Количество классов/

учащихся II ступени

25/638

29/748

28/754

Количество классов/

учащихся III ступени

7/172

5/119

5/123

Изучение состава учащихся второй и третьей ступеней обучения в 2010-2011 уч. году показало, что 60% из них – дети из микрорайонов, расположенных далеко от школы, что говорит о престижности учебного учреждения

1.3.Структура управления общеобразовательного учреждения

Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Созданы и работают следующие органы общественного управления: Управляющий совет, Некоммерческое партнёрство «Физико-математические классы школы №3», классные родительские собрания и комитеты, собрание трудового коллектива, педагогический совет, методический совет, методические объединения, Ученический совет. В Совете старшеклассников сформированы координационные центры: «Досуг», «Патриот», «Здоровье» и Пресс – центр. Совет старшеклассников имеет свой печатный орган – школьную газету «ФизМашка». Созданы и активно развиваются Научное общество учащихся и Школьная служба примирения.

1.4 Условия осуществления образовательного процесса

 ·        Материально-техническая база

Здание школы расположено на самостоятельном земельном участке площадью 22575 кв.м. Образовательный процесс осуществляется в трёхэтажном панельном типовом здании общей площадью 5999,5 кв.м. Функционируют все необходимые виды благоустройства – системы горячего и холодного водоснабжения, центрального отопления, канализации. Оборудованы 37 учебных кабинетов общей площадью 2233,5 кв.м, мастерские: столярная, слесарная и обслуживающего труда, 2 спортивных зала, актовый зал, 2 кабинета информатики, физическая и химическая лаборатории, библиотека, столовая на 120 мест, медицинский и процедурный кабинеты. 3 учебных кабинета имеют статус «Образцовый»: химии (Л.С.Андреева), биологии (Л.В.Самойленко) и истории (О.П.Маткина). В учебном процессе используются 73 компьютера, 49 из которых подключены к высокоскоростному Интернету, 18 мультимедийных проекторов, 2 интерактивные доски, принтеры, сканеры, ксероксы, аудио и видеоаппаратура. Наличие мобильного кабинета информатики позволяет применять ИКТ на уроках любому предметнику. Компьютерами оборудованы также рабочие места директора, его заместителей, бухгалтерии, социального педагога, библиотекаря, педагога-психолога. На всех школьных компьютерах установлены лицензионная операционная система и антивирусные программы.

·         Педагогические кадры

В школе сформировался стабильный коллектив сотрудников, включающий в себя 60 учителей, 8 человек административно-управленческого персонала, 3 человека учебно-вспомогательного персонала и 15 - младшего обслуживающего персонала. Среди педагогов 8 победителей конкурса «Лучших учителей» в рамках ПНПО, 1 Заслуженный учитель РФ, 13 удостоены нагрудного знака «Почётный работник общего образования», 2 человека являются лауреатами Международной Соросовской Программы Образования в области точных наук (ISSEP), 8 – награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ, многие имеют печатные публикации в методических журналах и сборниках научно-практических конференций, 17 учителей высшей квалификационной категории (28%), 25 – первой (42%), 17 - второй категории (28%). Средний возраст педагогов - 45 лет.


 

 

1.5. Воспитательный потенциал школы 

 Основными идеями, которыми руководствуется педагогический коллектив школы – идея одаренности и творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. В школе действует МО классных руководителей, где научно-методический багаж педагогов постоянно пополняется и совершенствуется. Росту профессионального мастерства классных руководителей способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию. Социально-психологическая служба позволяет расширить воспитательные возможности образовательного учреждения.

Сущность целостности воспитательного процесса состоит в подчиненности всех его частей и функций основной задаче – формированию целостного человека. Такой подход в организации воспитательной работы реализуется следующим образом:

·         каждый педагог работает на общую цель: не содействует, а именно обеспечивает достижение общей цели;

·         комплексно решаются задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке;

·         осуществляется единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

2. Теоретические основы воспитательной системы.

2.1. Актуальность и целесообразность реализации концепции.

 

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Концепция воспитательной системы опирается на современные воспитательные концепции Н.Е.Щурковой «Концепция формирования достойной жизни» и В.А.Караковского «Системное построение процесса воспитания». Основу которых составляют следующие идеи:

·         Идея развития.

Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

·         Идея творчества.

В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

·         Идея сотрудничества.

Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

·         Идея выбора и ответственности.

Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

·         Идея деятельности.

Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

·         Идея открытости.

Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума

·         Идея одарённости

Каждый ребёнок одарён от природы, и задача школы помочь развить имеющуюся склонность ребёнка в одарённость, и этим дать ему шанс самоутвердиться и в будущем самореализоваться.

 

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, т. к. России нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты, профессионалы.

Стало очевидным, что образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живёт взрослый мир.

В формировании личности ребёнка исходным фактором выступает наследственность. Её нельзя не учитывать. А решающим фактором является социальная среда. Воспитание не в состоянии изменить ни её, ни микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в изменении обстоятельства жизни. Это и предстоит решить школе как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе. Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи.

2.2. Цели и задачи. 

Цель воспитательной системы:

    создание условий для формирования социально-активной, конкурентоспособной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

 

Воспитательные задачи:

1.        Формировать у учащихся гуманистические, социально-значимые ценности и ответственное гражданское поведение

2.        Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной    основе умственного, физического, трудового и нравственного развития

3.        Организовать воспитательное пространство через ученическое самоуправление,  где учащиеся развивают свои способности  и склонности

4.        Создать условия для участия семей в воспитательном процессе

5.        Изучить различные модели воспитательной системы и отработать новые формы и методы воспитательной работы в школе 

2.3. Принципы и подходы воспитательной системы

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников:

·         принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;

·         принцип культуросообразнсоти: воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

·         принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям;

·         системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;

·         комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

·         организационно-деятельностный подход: предполагает такую

организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;

·         отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе;

·         личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;

·         возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

 

 3. Компоненты воспитательной системы. 

К компонентам воспитательной системы школы относятся следующие сферы деятельности: 

 3.1. Воспитывающая среда

·         Оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций школы

Эстетичность окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту.

·         Социально-психологическая защита

Социальная защита – это комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям.

Организация деятельности в данном направлении осуществляется социально-психологической службой и Школьной службой примирения, которые обеспечивают полноценное социальное, психическое и личностное развитие детей и подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Решают задачи психологической помощи учащимся школы и их семьям, обеспечивают психологическую поддержку при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, консультируют по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связным с охраной психического здоровья детей и подростков.

В рамках данного компонента целенаправленно ведется работа с детьми «группы риска» и категории СОП. Она  осуществляется в соответствии с программой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех». Программа предполагает  выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения и создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества  со взрослыми, повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися, развитие творческих способностей и социальной активности школьников. Программное содержание представлено информационно-методическим, профилактическим, блоком обеспечения социально-педагогической поддержки семьи, совместной работой субъектов профилактики.

В данной программе также отражена система работы по выявлению учащихся, употребляющих ПАВ, в которой взаимодействуют все субъекты воспитательного пространства. Свое отражение в данной программе нашла и система работы с учащимися группы риска и категории СОП в рамках эксперимента по предупреждению преступности. Тематически представлен комплекс индивидуальных и групповых занятий.

  ·         Семья

Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса спланировано и организовано, как по школе, так и в каждом классе. Работа ведется в соответствии с программой «Семья и школа», основными направлениями которой являются:

- «Диагностика семьи»

- «Педагогическое просвещение родителей»

- «Сотрудничество». 

 ·         Социум

В целях повышения уровня воспитательной работы школа осуществляет сотрудничество со всеми заинтересованными организациями, находящимися на территории города, а также с представителями общественности. 

ГИБДД

Органы

социальной защиты

Инспекция

ПДН

 

КВО

Детская

поликлиника

КФСиМП

 

МОУ

«СОШ №3»

 

Библиотеки

 города

Предприятия

города

Центр занятости

Городской совет старшеклассников

 

 

 

УДО

         Совет ветеранов

ЗОЦы

 

ВУЗы

 

Внутренняя воспитывающая среда

 

 

Социально-психологическая служба

Служба примирения

 

Школьная столовая

Школьная медицинская служба

 

 

 

Внуренняя

среда

НОУ

Библиотека

 

 

Педагогический

коллектив

Совет

старшеклассников

 

 

 

Администрация

        

Кружки, секции

 

Микроклимат школы

 

 .2.Учебная деятельность

·         воспитание на уроке

·         организация предметных недель

Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Воспитание в процессе обучения формирует у школьников основы мировоззрения. Содержание учебных предметов включают множество воспитательных этических моментов. А учитель является примером и  образцом отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.

 3.3. Вн·         воспитательная работа в школе

Воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.

Воспитательная работа в школе осуществляется через шесть направлений взаимосвязанных между собой:

·         гражданско-патриотическое

·         здоровый образ жизни;

·         экологическое;

·         школьное самоуправление;

·         работа с семьей;

·         профилактика правонарушений. 

·         система работы классного руководителя

В системе работы классного руководителя выделяют следующие направления:

- непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);

- создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);

- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педагогическим коллективом, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).

·         деятельность классных и школьных коллективов

Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения.

А развитие классного коллектива, прежде всего, предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Общие цели школы конкретизируются в целях класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.

·         деятельность ученического самоуправления

Школьное ученическое самоуправление позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классные коллективы. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы. Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.

Школьное самоуправление – целенаправленная, систематическая, организационная и практическая, прогнозируемая по результатам деятельность учащихся, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьёзные рычаги влияния на школь­ную политику — не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на выбор путей реше­ния различных  проблем школьной жизни, в конеч­ном итоге — на направление развития школы  Включение учеников в процесс управления школой также открывает возможность для активи­зации собственной деятельности ребят по реше­нию школьных проблем. Школа становится объек­том инновационной активности учеников, а учени­ки, в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.

Ученики в рамках само­управления включаются в деятельность по мо­дернизации школы, способствуя становлению системы государственно-общественного управ­ления, продвижению культуры прав человека, освоению инновационных способов решения школьных проблем.

 

  Цели ученического самоуправления:

·         сформировать готовность учащихся к выполнению функции управления;

·         сформировать общественное мнение о значимости и необходимости ученического самоуправления;

·         совершенствовать отношения в системе «Ученическое самоуправление – педагогический коллектив»;

·         вооружить учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками по вопросу управления. Выработать единые требования взаимодействия;

·         конкретизировать содержание деятельности и функции всех органов самоуправления;

·         овладеть методикой сотрудничества, поддержки, побуждения.

 

Школьное самоуправление представлено Советом старшеклассников и центрами «Патриот», «Здоровье», «Досуг», «Пресс-центр».

 

Структура ученического самоуправления представлена следующим образом:

Совет старшеклассников работает в соответствии с положением о Совете старшеклассников и планом работы на год. Двигателем школьного и классного самоуправления является конкурс «Классный класс», проходящий на протяжении всего учебного года.

·         традиции школы

Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы. Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма: обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.

К основным традициям нашей школы относятся:

- торжественная линейка, посвященная началу учебного года;

- праздничная программа, посвященная Дню Учителя;

- праздничная программа ко Дню пожилого человека;

- праздник «Посвящение в физики»;

- школьная Артиада;

- новогодние программы;

- Вечер встречи выпускников;

- военно-спортивные соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества;

- праздничная программа посвященная Международному женскому дню;

- городская и школьная спартакиада;

- «День открытых дверей»;

- праздник «Овация»;

- Последний звоноктема дополнительного образования.

·         организация кружков по направлениям

Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника в целом. Оказывает влияние на его рациональную и эмоциональную сферы, воздействует на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе.

В нашем учреждении дополнительное образование – одно из дополнительных пространств самореализации личности ребенка. Оно опирается на основное образование, формирует систему знаний, дополнительные умения и навыки, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности по четырем направлениям: физкультурно-оздоровительное, художественно – эстетическое, краеведческое и интеллектуальное. Система дополнительного образования представлена 15 кружками и 9 секциями. Хотелось отметить, что система выстроена и успешно реализуется.  еспечение воспитательной системы школы

Воспитательная система является ориентиром для каждого педагога школы, будь то классный руководитель или учитель-предметник. Она реализуется в каждом классном коллективе и имеет непосредственный выход на общешкольный уровень через реализацию социально-педагогических проектов и проведение КТД по каждому из направлений.

                Воспитательные программы школы  охватывает весь  педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, расширяющееся воспитательное пространство.

Решение поставленных задач осуществляется через систему воспитательных мероприятий: диагностирование учащихся по разным проблемам, мониторинг информационных запросов родителей о деятельности школы, расширение связей школы и социума, работа в рамках акций, создание социальных проектов, проведение смотров, конкурсов, вечеров, участие в городских и краевых конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях.

Исходя из поставленных цели и задач воспитательной работы, необходимо    сформировать    у    учащихся    школы личностные качества, которые востребованы сегодня и могут быть реализованы в будущем. Для этого разработаны воспитательные программы по каждому направлению воспитательной системы:

·         гражданско-патриотическое - «Человек. Гражданин. Патриот.»,

·         взаимодействие с семьей - «Семья и школа»,

·         прафилактике правонарушений - «Будущее для всех»,

·         школьное самоуправление - «Лидер»,

·         физкультурно-оздоровительное  - «Здоровый образ жизни»,

·         профилактика ДДТТ – «Дорожная академия»

·         экологическое -  «Экологика».

 Программное содержание ориентировано на  три ступени:

 1 ступень – 1-4 классы

Содержание деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром - образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование самостоятельности, потребности в творческой деятельности, жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений, на развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности, воспитание  общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы:

 технологии (методики) воспитания: методы коллективной творческой деятельности,  игровые и др.;

 формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия,  беседа и др.;

 ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (система индивидуальных и групповых поручений, выбор актива класса, посещение заседаний ученического совета). 

 2 ступень – 5-9 классы

        Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов является образ выпускника основной школы.

Содержание направлено на:

·         оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки, в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;

·         создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, для поддержания стабильного здоровья учащихся;

·         формирование самостоятельности учащихся;

технологии (методики) воспитания: методы коллективной творческой деятельности,  здоровьесберегающие и тд.

формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия,  беседа и др.;

ученическое самоуправление, осуществляемое как в рамках классного коллектива (система индивидуальных и групповых поручений, выбор актива класса, посещение заседаний ученического совета),так и школьного (организация и участие в школьных мероприятиях, выходы на ученический совет и Совет старшеклассников).

 3 ступень – 10-11 классы

      Внеучебная деятельность призвана расширить возможности педагогического влияния на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности старшеклассника.

На третьей ступени общего образования основными задачами  являются:

·         обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся;

·         создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки необходимой для профессиональной дальнейшей учёбы; выполнения гражданских обязанностей;

·         оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

·         физическое развитие личности.

·         развитие национального самосознания, формирования нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

     Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10-11-х классов. Участие старшеклассников в познавательно-профессиональной деятельности должно не только способствовать обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействовать личностно-профессиональному самоопределению.   Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность и индивидуальность они могут проявлять и в жизни класса, и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления - Совете старшеклассников.

Результатом воспитательной деятельности школы является  выпускник школы, обладающий личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, который сможет вписаться в социальную среду Модель выпускника                                            

Выпускник – гражданин и патриот России, обладающий высокой нравственностью, способный к свободному и ответственному выбору, обладающий ключевыми компетенциями:

 - духовность, гуманистическая направленность, толерантность.;

 - мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;

 - коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

 - креативность, сознательность и конструктивность мышления.              

Аналитико-синтетическое восприятие

Освоен курс всех образовательных программ  по предметам школьного учебного плана

Интеллект

(Гибкость, рефлексия, самостоятельность и критичность мышления, широта и глубина охвата связей и отношений)

абстрактное мышление

Освоено содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования

Креативность

(Личность способная реализовать творческий потенциал, восприимчивая к новизне, оригинальная, с развитой фантазией)

интеллектуальная зрелость

Овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил навыки технического обслуживания вычислительной техники;

Коммуникативность (Готовность к сотрудничеству, ответственность за свои действия, умения осознавать собственные достоинства и недостатки, понимать точку зрения другого, естественного и непринужденного общения)

Самостоятельность в выборе решения и образа действий

Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально – экономическим отношениям

Саморегуляция поведения (Инициативность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, умения планировать и организовывать деятельность, отстаивать собственные убеждения, вести здоровый образ жизни)

Аргументация и доказательство истинности суждений

Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать

Нравственность (Социальные и нравственные убеждения, чувство собственного достоинства, этическая нормативность, ответственность, гуманизм, милосердие)

Критичность

Готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования

 

 

Сформированы умения и потребность вести здоровый образ жизни

 

 

Этапы  воспитательной системы (далее воспитательная система школы - ВСШ)

1 этап - этап становления ВСШ (2010 г)

1. Изучение теоретических основ воспитательных систем.

2.        Определение целей и задач школы по становлению ВСШ.

3.        Анкетирование, тестирование, «Наша школа. Какой ей быть?»

4.        Работа инициативной группы по проектированию модели ВСШ.

5.        Разработка модели выпускника школы.

6.        Работа творческой группы по подготовке концепции ВСШ.

7.        Разработка норм воспитания.

 

2 этап - этап развития ВСШ (2010-2011г)

1.   Отработка приоритетных идей, направлений ВСШ.

2.        Внедрение инноваций в воспитательный процесс.

3.        Совершенствование  системы детского самоуправления.

4.        Обсуждение концепции воспитательной системы и ее утверждение на педагогическом совете школы.

5.        Подготовка пакетов диагностических методик для изучения: личности школьника, уровня удовлетворительности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы эффективности воспитательной работы.

 

3 этап - этап практической реализации концепции воспитательной системы школы (2011-2013г). 

1.   Исследование эффективности воспитательной работы, личности школьника, уровня  

      удовлетворительности педагогов и родителей жизнедеятельностью школы.

2.        Совершенствование практики воспитания и обучения учащихся.

3.        Мониторинг развития коллективов в классах.

4.        Расширение и укрепление связи с учреждениями дополнительного образования и отдельными представителями, группами окружающего социума.

5.        Регулярное информирование родительской общественности о ходе и результатах учебно-воспитательной деятельности школы.

6.        Обсуждение на заседаниях М/О , педагогического и методического совета результатов практической деятельности по реализации концепции воспитательной системы.

 

4 этап - этап обобщения педагогического опыта реализации концепции ВСШ (2014г).

1.   Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации концепции

      воспитательной системы

2.        Научно-практическая конференция педагогов. Опыт проектирования.

3.        Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития воспитательной системы образовательного учреждения.ритерии эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели

Методики

Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

Методика А.А.Андреева “Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью”

Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении”

Методика Е.Н.Степанова “Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения”

Уровень самоуправления

Самоуправление в классе, школе

Методика М.Рожкова “Самоуправление”

Уровень воспитанности

Долг и ответственность                          Коллективизм и товарищество

Бережливость                                            Доброта и отзывчивость

Дисциплинированность                           Честность и справедливость

 

«Изучение уровня воспитанности»

В.Н. Капустин

Уровень сохранности здоровья учащихся

Группы здоровья

Мониторинг заболеваемости

Тревожность

Напряженность

По методике Н. В. Лядовой

Уровень сформированности классного коллектива

Достижения класса

Рейтинговые карты по положению «Классный класс»

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".